Статьи о картинах

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. Портрет доктора Гаше. 1890.

Очень долгое время — с 1990 по 2004 год — пальма первенства в рейтинге авторов самых дорогих произведений искусства по результатам аукционных продаж принадлежала постимпрессионисту Винсенту ван Гогу (1853–1890). Его «Портрет доктора Гаше» (Portrait du Docteur Gachet), написанный художником незадолго до смерти, был приобретен японским миллионером Реэи Саито на аукционе Sotheby’s в мае 1990 года за 82,5 миллиона долларов.

История самой картины оказалась сродни детективной: в 1896 году портрет был продан женой брата художника, Тео ван Гога, знаменитому торговцу картинами, после чего он долго переходил из рук в руки. Следующее знаковое сообщение о нем относится к концу 1930-х годов, когда полотно попало в музей Франкфурта, но уже в 1938 году, после прошедшей в Мюнхене выставки «Дегенеративное искусство», картину «приобрели» нацисты, однако вскоре перепродали ее в коллекцию Крамарского. Затем картина оказалась в США, куда из Голландии эмигрировали, спасаясь от нацистов, ее новые владельцы. После их смерти наследники решили продать портрет и выставили его на аукцион в Нью-Йорке в 1990 году. Картину за вышеназванную сумму приобрел японский миллионер, магнат Реэи Саито, который завещал похоронить себя вместе с шедевром. После смерти Саито в 1996 году точное местонахождение «Портрета доктора Гаше» на долгое время оказалось неизвестно, что породило массу догадок.

Дело в том, что Саито в приступе гнева, вызванном тем, что в Японии ему приходится платить очень большие налоги (около 24 миллионов долларов в год), сказал, что картины вместе с ним уйдут в могилу. Наследники миллионера отказывались говорить о судьбе шедевра, подтверждая тем самым неутешительные предположения. Впрочем, недавно некоторый свет на судьбу картины пролил один из руководителей токийского аукционного дома Кионори Ямамото, сообщивший, что картина была продана в США по «сходной цене» — от 87 до 130 миллионов долларов. Имя нового владельца не разглашается. Несколько позже было сообщено, что все это время картина провела в сейфе японского банка — кредитора Саито, но банк намеренно хранил молчание, чтобы его имя не ассоциировалось с неудачами заемщика. Как бы там ни было, но до сих пор во всех серьезных публикациях о Ван Гоге, включая каталоги, «Портрет доктора Гаше» сопровождается примечанием «местонахождение неизвестно».

С одной стороны, история картины окутана массой тайн, в том числе и безумных: предположить, что человек в здравом уме в качестве последней воли может выказать желание унести с собой в могилу картину ван Гога, — почти невозможно. В то же время это очень в духе самого художника. Или, точнее, нашего представления о нем. Ведь часть легенды о Ван Гоге — его безумие, позволившее ему заглянуть в такие глубины, которые недоступны простым смертным. Собственно, поэтому такой интерес и вызывает «Портрет доктора Гаше» — лечащего врача из клиники для душевнобольных. Впрочем, в отношении этого врача сам Ван Гог произнес загадочную фразу: «Прежде всего он гораздо менее здоров, чем я, или, по крайней мере, настолько же болен».

С другой стороны, сокрытие реального местонахождения шедевра может иметь вполне прозаическое объяснение. Если портрет на самом деле существует, то не исключено, что его нынешний владелец, кем бы он ни был, опасается повторения реституционной истории с картинами Климта. В 1937 году «Портрет доктора Гаше» был конфискован подручными Геринга во франкфуртском Институте Штаделя. Так что, объявись он сейчас, на фоне прецедентов с картинами Климта и Малевича, законный владелец вряд ли отступится от своих прав.

За 101 год до беспрецедентной продажи «Портрета доктора Гаше» Винсент пророчески писал своему брату, Тео: «Практика в торговле произведениями искусства, когда цены поднимаются после смерти автора, сохранилась до сих пор… Самые высокие цены, о которых говорят и которые были заплачены за работы уже умерших художников, при их жизни так бы не поднялись — это что-то вроде торговли тюльпанами, когда у живущего художника больше минусов, чем плюсов».

Триптих, 1976

Продажа картины «Триптих 1976» Фрэнсиса Бэкона на торгах Sotheby's в Нью-Йорке 14 мая 2008 года за 86,281 миллиона долларов стала дважды рекордом: ценовым рекордом для работы художника, чьи произведения давно и прочно обосновались в списке самых дорогостоящих, и годовым рекордом для всего арт-рынка. Работа ушла со значительным превышением 70-миллионного эстимейта. С этого момента Бэкон занял почетное третье место в десятке авторов — лидеров аукционных продаж.

Следует отметить, что к месту в десятке авторов самых дорогих работ произведения Бэкона двигались в последние годы постоянно и упорно. До майского аукциона самой большой суммой, уплаченной за картину художника, были 52,7 миллиона долларов. Именно столько заплатил новый владелец за полотно «Тема с папой Иннокентием Х» по мотивам сюжета Диего Веласкеса. Дело было в Нью-Йорке в мае 2007 года. Почти за эту же сумму был продан на лондонском аукционе Christie's в феврале этого года триптих 1974–1977 годов.

Что касается «Триптиха 1976», то эксперты Sotheby’s считают это произведение самой значительной работой художника, находящейся в частных руках.

Ко времени создания триптиха британский художник Фрэнсис Бэкон был уже широко признан, уже представлял Британию на Венецианской биеннале современного искусства, выставлялся в крупнейших музеях мира, провел огромную и шумную персональную выставку в парижском Grand Palais. Его картины уже тогда стоили дорого — что, впрочем, ничуть не повлияло на маргинальный стиль жизни художника. Как и на стиль его живописи: полотна Бэкона по-прежнему демонстрировали обнаженные нервы (после 1971 года многие работы художника были посвящены гибели его возлюбленного, Джорджа Дайера).

Сюрреалистические трагедии Бэкона — потомка знаменитого философа и его полного тезки — завораживают современников, хотя сам Бэкон причислял себя к классическим реалистам. «Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь», — считал этот гений современного искусства.

Примечательно, что новым владельцем работы, по сообщениям прессы, стал российский коллекционер. Газета Sunday Times со ссылкой на «надежные источники», называет таинственным покупателем «Триптиха 1976» Романа Абрамовича. В западных СМИ активно обсуждается предположение, что на приобретение картин Бэкона и ряда других выдающихся новаторов ХХ века Абрамовича вдохновила его 26-летняя подруга Дарья Жукова, которая увлекается искусством и нынешней осенью открывает в Москве Центр современной культуры «CCC Moscow».

Оранжевое, красное, жёлтое, 1961

Тонкие идеи и своеобразные метафоры современного искусства зачастую мало кому понятны, однако именно провокационные работы высоко ценятся коллекционерами. Холст американского художника, выходца из России Марка Ротко «Оранжевое, красное, желтое» (1961) продан на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 86,9 млн долларов. Это самая большая сумма, когда-либо уплаченная за произведение современного искусства.

Начальная цена составляла 35-45 млн долларов. Имя покупателя, который предложил цену, вдвое превышающую эстимейт, не разглашается. По словам организаторов аукциона Christie’s, картина «Оранжевое, красное, желтое» является выражением всей живописи Ротко, скончавшегося в Нью-Йорке в 1970 году.

Предыдущий рекорд среди произведений современного искусства принадлежал другой картине Ротко — «Белый центр (желтое, розовое и лиловое на розовом)». В 2007 году работа была продана на торгах Sotheby’s за 72,8 млн долларов.

Марк Ротко (Маркус Роткович) родился 25 сентября 1903 в российском городе Двинске — нынешнем Даугавпилсе, в 1913 году семья эмигрировала в Портленд. Его знаменитые полотна — абстрактные картины, которые состоят из полос, представляющих несколько цветовых зон. Самой значительной работой Ротко критики считают цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне (штат Техас).

Портрет Адели Блох-Бауэр II

Можно ли считать Адель Блох-Бауэр своеобразной «музой» Густава Климта? В каком-то определенном смысле, пожалуй, да. Поскольку эта молодая женщина послужила моделью для целых четырех работ австрийского художника: «Юдифь I», «Юдифь II» и, собственно, два портрета героини под номерами I и II, написанные в 1907 и 1912 годах.

Адель являлась дочерью главы венского банковского консорциума, была девушкой богатой, избалованной, привыкшей к обеспеченному образу жизни, и в то же время, милой и очаровательной.

По свидетельству родной племянницы Адели, та часто мучалась головными болями, непрерывно курила, как паровоз, но при всем этом, слыла нежной и томной женщиной. Адель была женой состоятельного еврейского коммерсанта, владельца сахарных заводов, Фердинанда Бауэра, а перед этим побывала замужем за его родным братом Густавом.

С Климтом супружескую чету Блох-Бауэр связывали тесные дружеские отношения, и они составляли часть так называемой «богемной тусовки» Вены. К сожалению, жизнь Адели оборвалась довольно рано — она умерла от воспаления мозга, тем не менее, успев стать главным персонажем нескольких творений Густава Климта.

На картине «Портрет Адель Блох-Бауэр II» мы видим привлекательную молодую женщину с выразительным лицом, стоящую на дорожке сада. Уж не тот ли это знаменитый сад австрийского живописца, где, как ходили упорные слухи, разгуливали обнаженные дамы, среди которых встречались и представительницы высшего аристократического круга? Вполне возможно.

Однако, Адель одета, на голове ее широкополая шляпа, лицо обращено к зрителю, а одна рука скрывается в складках платья. Темные глаза смотрят уверенно, но немного печально. Разумеется, Адель Блох-Бауэр не могла знать на тот момент, что по прошествии ста лет полотна с ее участием будут стоить миллионы долларов. Но ей это будет уже все равно.

«Дора Маар с кошкой» (Dora Maar au chat) (1941)

Портрет «Доры Маар с кошкой» несомненно является одним из самых необычных изображений возлюбленной Пикассо Доры Маар, которая в течение почти десяти лет была его музой, моделью и любовницей. Портрет написан в 1941 году в мастерской Пикассо на улице Великих Августинцев (Rue des Grands Augustins) в оккупированном немцами Париже, когда отношения между любовниками уже дали основательную трещину. Пикассо использовал этот исполненный в абстрактных формах портрет как средство выражения своих внутренних переживаний. Позже художник признался, что в период написания картины Дора стала для него «персонификацией войны». Пикассо в своих многочисленных полотнах изображал Маар в основном враждебно — как меланхоличную и даже безумную женщину с искаженным лицом, неестественными глазами и дикими позами, — но портрет «Доры Маар с кошкой» считается наименее агрессивным ее представлением, в котором открывается самая загадочная и непростая любовница великого испанского гения.

Пабло Пикассо Мальчик с трубкой, 1905

«Мальчик с трубкой» (фр. Garçon à la pipe) — картина, написанная в общежитии Бато-Лавуар на Монмартре 24-летним художником Пабло Пикассо в 1905 году, в т. н. розовый период его творчества. Она изображает неизвестного мальчика в венке из роз, держащего в левой руке трубку.

Портрет долгое время служил «гвоздём» собрания американского коллекционера Дж. Уитни. При распродаже коллекции в 2004 году «Мальчик с трубкой» был продан на аукционе Sotheby's за рекордную на тот момент ценув 104 млн долларов, побив державшийся 15 лет рекорд «Портрета доктора Гаше» кисти Ван Гога. Этот рекорд продержался 6 лет, до мая 2010 года.

Серебряная автокатастрофа (двойная), 1963

«Серебряная автокатастрофа (Двойная авария)» входит в серию из четырех двухчастных работ Уорхола 1963 года с изображением автокатастроф. Художник использовал снимки дорожных аварий из газет, которые многократно печатал на холсте методом шелкографии, используя серебристую отражающую краску. На одной половине огромной (2,4 х 4 метра) работы — множественное изображение врезавшейся в дерево машины; вторая ее часть — монохромная серебристая поверхность. Работу с эстимейтом в районе 60–80 миллионов долларов за 105,4 миллиона долларов купил для своего клиента сотрудник Sotheby’s Чарльз Моффет. Предыдущий рекорд Уорхола держался с 2008 года, когда работу «Зеленая автокатастрофа (Горящая зеленая машина — 1)» из того же цикла «Смерть и катастрофы» купили за 71,7 миллиона долларов. Если раньше Энди Уорхол со своей «Зеленой автокатастрофой» занимал только 11-е место в рейтинге авторов самых дорогих в мире произведений искусства, то с новым рекордом он обгоняет даже «Идущего человека I» Джакометти и поднимается уже на 4-е место — сразу за Бэконом, Мунком и Пикассо.

По меньшей мере 77 миллионов долларов от суммарной выручки вчерашних торгов Sotheby’s обеспечили произведения из коллекции Стива Коэна, главы хедж-фонда SAC Capital, которого сейчас судят за инсайдерскую торговлю. Среди его работ, например, была «Лиз № 1» Уорхола (эстимейт 20–30 миллионов долларов; результат 20,3 миллиона долларов), абстракция «A B, Courbet» Герхарда Рихтера (эстимейт 15–20 миллионов долларов; результат 26,5 миллиона долларов).

Кроме рекордной продажи Уорхола, вчерашний аукцион Sotheby’s может также похвастаться новыми персональными рекордами на работы Сая Туомбли (21,7 миллиона долларов), Агнес Мартин (6,55 миллиона долларов), Мартина Киппенбергера (6,44 миллиона долларов) и Брайса Мардена (10,92 миллиона долларов). В целом же этому аукциону далеко до аукциона Christie’s, хотя, говорят, у Sotheby’s было меньше топовых работ. Суммарная выручка торгов составила 380,6 миллиона долларов (у Christie’s — рекордные 691,6 миллиона долларов). То есть вместе два аукционных дома за два дня продали послевоенного и современного искусства на 1,1 миллиарда долларов!

Пабло Пикассо Обнажённая, зелёные листья и бюст, 8 марта 1932

«Обнажённая, зелёные листья и бюст» (фр. Nu au Plateau de Sculpteur, англ. Nude, Green Leaves and Bust) — одна из знаменитой серии сюрреалистических картин 1932 года, на которых Пабло Пикассо затейливо преобразил свою новую возлюбленную Мари-Терез Вальтер (возможно, придав ей облик мифической Дафны).

Серия портретов спящей Мари-Терез как богини секса и желания была выполнена художником втайне от жены,Ольги Хохловой, во время пребывания с подругой в Буажелу под Парижем. Самое знаменитое полотно из этой серии, «Сон», уже было практически продано за 139 млн долларов, когда (в 2006 году) владелец полотна зацепил его локтём и порвал. Сделка по продаже не состоялась

«Обнажённая, зелёные листья и бюст» изображает спящую Мари-Терез рядом с бюстом, который Пикассо изваял с неё же. В 1936 году полотно приобрёл нью-йоркский дилер Поль Розенберг (Paul Rosenberg), после чего в 1951 году оно было продано в частное владение американскому девелоперу Сидни Ф. Броуди (Sidney F. Brody).

После смерти Броуди картина в марте 2010 года была выставлена на торги аукционным домом Кристис и впоследствии продана неизвестному коллекционеру за 106 482 500 долларов (включая премиальные аукционистов).  На тот момент  она стала самым дорогим произведением искусства из числа проданных когда-либо с аукциона

Эдвард Мунк Крик, 1893

«Крик» (норв. Skrik) — созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.

«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения . Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность какого-либо их преодоления, или трансцендентности .

Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:

  • В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.
  • В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия (илл. справа). Она написана маслом.
  • Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года . В итоге картина была продана Леону Блэку  за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представлялорекорд для произведений искусства

«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:

  • В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.
  • В 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и снова были выставлены на показ в мае 2008, после реставрации.

Три наброска к портрету Люсьена Фрейда — триптих, 1969

Триптих был написан в 1969 году в Королевском колледже искусства[en], где у Бэкона была достаточно просторная мастерская, чтобы работать с тремя большими холстами одновременно . Впервые триптих был показан в Galleria d'Arte Galatea в Турине, затем в парижском Большом дворце и в Выставочном центре Дюссельдорфа[de] в 1971—1972 годах. В середине 1970-х годов части триптиха были куплены порознь и разъехались в Рим, Париж и Японию, что очень огорчило Бэкона, но в конце 1980-х годов коллекционер из Рима по имени Франческо де Симон Никеса собрал все три части полотна у себя . Воссоединённый триптих был показан в 1999 году в американском Йельском центре британского искусства[en], а на родине, в Великобритании, все три части картины вместе не выставлялись до октября 2013 года.

12 ноября 2013 года «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» были проданы на аукционе Кристис в Нью-Йорке за 142,4 миллиона долларов (включая комиссионные). Таким образом, эта картина стала самым дорогим произведением искусства из когда-либо проданных на открытом аукционе. Весь процесс продажи лота занял шесть минут. Стартовая цена лота составляла 85 миллионов долларов, по смелым прогнозам аналитиков триптих предполагалось продать за 95 миллионов . Покупателем оказалась американская миллиардерша, совладелица сети казино Wynn Casino Empire Элейн Уинн.  В конце 2013 года она анонимно сдала триптих до конца марта 2014 года в Художественный музей Портленда (Портленд (Орегон), США).